Ответы на часто задаваемые вопросы
На данной странице можно найти ответы на самые частые вопросы наших потребителей
Расчёты за электрическую и тепловую энергию гражданами
-
Какими документами определен порядок расчетов за электрическую и тепловую энергию
Какими документами определен порядок расчетов за электрическую и тепловую энергию
Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию определен:
– Правилами электроснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394;
– Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571;
– Правилами теплоснабжения, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 11.09.2019 № 609.
-
Порядок расчета платы за услуги электроснабжения
Порядок расчета платы за услуги электроснабжения
В соответствии с пунктом 44 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571:
Плата за услуги электроснабжения взимается по субсидируемым тарифам для населения с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов) в отношении жилых помещений, находящихся в их собственности и (или) во владении и пользовании, в которых зарегистрированы по месту жительства граждане, а также с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, лицами, имеющими право на льготы по оплате за услуги электроснабжения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, или инвалидами III группы, зарегистрированными по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и соответствующих документов (документ о регистрации по месту пребывания, для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, – пенсионное удостоверение и трудовая книжка либо другой документ, подтверждающий, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность, для лиц, имеющих право на льготы, – документы, подтверждающие право на льготы, для инвалидов III группы – удостоверение инвалида) в оснащенных приборами индивидуального учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах).
Плата за потребленные услуги электроснабжения по субсидируемым тарифам с плательщика жилищно-коммунальных услуг (абонента), являющегося неработающим пенсионером, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, лицом, имеющим право на льготы по оплате за услуги электроснабжения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, или инвалидом III группы, взимается по адресу регистрации по месту жительства и по выбору данного плательщика (абонента) по одному адресу регистрации по месту пребывания, если иное не установлено настоящим Положением.
Плательщики жилищно-коммунальных услуг, жилые дома (жилые помещения) которых оснащены многотарифными электронными приборами индивидуального учета расхода электрической энергии или автоматизированными системами контроля и учета электрической энергии, производят оплату за электрическую энергию по выбору исходя из:
дифференцированных по временным периодам тарифов;
одноставочного тарифа.
При расчетах по дифференцированным по временным периодам тарифам на электрическую энергию такие тарифы, установленные для периода минимальных нагрузок энергосистемы, применяются в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные на определенную дату в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими, а также в субботу и воскресенье.
Плата за услуги электроснабжения взимается по субсидируемым тарифам на электрическую энергию на цели отопления, отопления и горячего водоснабжения для населения в порядке, определенном в части первой настоящего пункта, с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов) в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения и оборудованных в установленном порядке отдельными (дополнительными) приборами индивидуального учета расхода электрической энергии и стационарно установленными или встроенными в конструктивные элементы жилого дома приемниками электрической энергии для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения жилых помещений (квартир), подключение которых к электрической сети производится без использования штепсельных соединений, вне зависимости от единичной электрической мощности данных приемников электрической энергии.
Плата за услуги электроснабжения взимается по субсидируемым тарифам для населения в порядке, определенном в части первой настоящего пункта, с применением коэффициента 0,85 с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов) в одноквартирных жилых домах, квартирах в блокированных и многоквартирных жилых домах, оборудованных в установленном порядке системой централизованного теплоснабжения на цели отопления, системой централизованного газоснабжения или индивидуальной баллонной установкой для снабжения сжиженным углеводородным газом на цели пищеприготовления и не оборудованных в установленном порядке электрическими плитами, системами централизованного горячего водоснабжения и индивидуальными газовыми водонагревателями.
В случае использования для целей предпринимательской деятельности жилого помещения, части жилого помещения, нежилых помещений в одноквартирных, блокированных, многоквартирных жилых домах, в том числе переведенных в установленном законодательством порядке из жилых в нежилые, нежилых капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщика жилищно-коммунальных услуг (абонента), плательщик жилищно-коммунальных услуг (абонент) обязан обеспечить заключение в установленном законодательством порядке договора, предусматривающего расчеты за потребляемые услуги электроснабжения по тарифам, установленным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В отношении находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов) садовых домиков, хозяйственных построек и иных сооружений, необходимых для коллективного садоводства, плата за услуги электроснабжения взимается по тарифам на электрическую энергию на уровне, установленном для садоводческих товариществ.
-
В каких случаях расчеты за электрическую и тепловую энергию осуществляются по тарифам обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание
В каких случаях расчеты за электрическую и тепловую энергию осуществляются по тарифам обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание
В соответствии с пунктами 12, 12-1 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение № 571), плата за электро- и теплоснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, в случае:
1. Наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг – гражданина в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства граждан, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем – десятом подпункта 19.1 пункта 19 (в отношении теплоснабжения)*, части первой пункта 44 (в отношении электроснабжения)** настоящего Положения;
* абзацы третий – десятый подпункта 19.1 пункта 19 настоящего Положения:
Плата за теплоснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по субсидируемому тарифу для населения:
несовершеннолетними детьми, над которыми установлена опека (попечительство), в том числе выехавшими для проживания по месту жительства опекуна (попечителя), – до достижения ими 18-летнего возраста или до даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак;
опекунами или попечителями, покинувшими постоянное место жительства в связи с выполнением соответствующих обязанностей, – в течение всего времени их выполнения;
гражданами, проходящими военную службу, альтернативную службу или службу в резерве, военные или специальные сборы, курсантами учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в дневной форме получения образования, зарегистрированными по месту пребывания в данных жилых помещениях, – во время прохождения службы, сборов, обучения;
гражданами, обучающимися очно в аспирантуре, докторантуре или проходящими подготовку в резидентуре, адъюнктуре в других городах, зарегистрированными по месту пребывания в предоставленных жилых помещениях, а также обучающимися очно в учреждениях образования в других городах, зарегистрированными по месту пребывания в предоставленных жилых помещениях, – на время обучения или прохождения подготовки;
гражданами, выехавшими в сельские населенные пункты для работы в сельском хозяйстве и социальной сфере села по предварительной договоренности с сельскохозяйственными организациями и сельскими Советами депутатов, зарегистрированными по месту пребывания в предоставленных жилых помещениях, – в течение всего времени работы в сельском хозяйстве или социальной сфере села;
гражданами, проживающими в арендном жилье, которое предоставлено им в связи с характером трудовых (служебных) отношений, включая государственных служащих согласно перечню должностей государственных служащих, дающих право на получение арендного жилья, в том числе с членами семьи, – на срок трудовых (служебных) отношений;
гражданами, убывшими на работу по трудовому договору (контракту) в организации (учреждения), расположенные в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и временно проживающими (зарегистрированными по месту пребывания) на данной территории, – на период действия трудового договора (контракта);
гражданами, признанными недееспособными, постоянно проживающими в государственных учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание.
** часть первая пункта 44 настоящего Положения:
Плата за услуги электроснабжения взимается по субсидируемым тарифам для населения с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов) в отношении жилых помещений, находящихся в их собственности и (или) во владении и пользовании, в которых зарегистрированы по месту жительства граждане, а также с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, лицами, имеющими право на льготы по оплате за услуги электроснабжения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, или инвалидами III группы, зарегистрированными по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и соответствующих документов (документ о регистрации по месту пребывания, для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, – пенсионное удостоверение и трудовая книжка либо другой документ, подтверждающий, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность, для лиц, имеющих право на льготы, – документы, подтверждающие право на льготы, для инвалидов III группы – удостоверение инвалида) в оснащенных приборами индивидуального учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах);2. Использования жилого помещения в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия – с даты государственной регистрации местонахождения данного предприятия до даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении его из этого регистра, за исключением случая, если собственник жилого помещения не является учредителем данного предприятия и в отношении собственника имущества данного предприятия возбуждено производство по делу о несостоятельности или банкротстве;
3. Наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг – гражданина в собственности и (или) во владении и пользовании оснащенных приборами индивидуального учета (в отношении коммунальных услуг) и используемых для личных целей (за исключением использования для предпринимательской деятельности) нежилых помещений в одноквартирных, блокированных, многоквартирных жилых домах, в том числе переведенных в установленном законодательством порядке из жилых в нежилые, нежилых капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе расположенных на земельном участке, предоставленном для строительства и (или) обслуживания жилого дома, (при условии наличия заключенного между исполнителем и плательщиком жилищно-коммунальных услуг отдельного договора либо номера лицевого счета для расчетов за потребленные коммунальные услуги в указанных помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) (в случае, когда плательщик жилищно-коммунальных услуг отказался от заключения такого договора);
4. Потребления электрической, тепловой энергии на строительных площадках при осуществлении индивидуального жилищного строительства на предоставленных гражданам земельных участках или земельных участках, предоставленных для целей, не связанных со строительством и обслуживанием одноквартирного, блокированного жилого дома;
5. Использования жилого помещения, находящегося в собственности и (или) во владении и пользовании плательщика жилищно-коммунальных услуг, для осуществления деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания, плата за основные жилищно-коммунальные услуги, за исключением платы за капитальный ремонт, текущий ремонт, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, а также за снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, вносится по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, вне зависимости от наличия зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания граждан в данном жилом помещении. При использовании части жилого помещения для осуществления деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания, и отсутствии раздельного учета потребления коммунальных услуг в используемой и не используемой для осуществления деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания, частях жилого помещения плата за коммунальные услуги вносится по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, в целом по жилому помещению.
В соответствии с частью первой пункта 12-4 Положения № 571 по установленным законодательством тарифам на коммунальные услуги, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, плательщиками жилищно-коммунальных услуг, включенными в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, и список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, выехавших за пределы Республики Беларусь, оплачивающих услуги по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, зарегистрированными по месту жительства в жилых помещениях, вносится плата за:
горячее водоснабжение – исходя из количества тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, потребленной трудоспособным гражданином, не занятым в экономике, определяемого путем деления количества тепловой энергии, затраченной на подогрев воды в жилом помещении, на количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении;
теплоснабжение – исходя из общей площади жилого помещения, приходящейся на трудоспособного гражданина, не занятого в экономике, определяемой путем деления общей площади жилого помещения на количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении.
В случае проживания в жилом помещении совместно с трудоспособным гражданином, не занятым в экономике, другого гражданина (граждан), включенного (включенных) в списки трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, начисление платы за услуги, указанные в части первой настоящего пункта, в отношении другого гражданина (граждан) производится в порядке, определенном частью первой настоящего пункта. (согласно части второй п. 12-4 Положения № 571). -
Плательщик жилищно-коммунальных услуг
Плательщик жилищно-коммунальных услуг
Согласно определению понятия «плательщик жилищно-коммунальных услуг», данному в пункте 2 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 плательщиком жилищно-коммунальных услуг является собственник жилого и (или) нежилого помещения, наниматель жилого помещения, арендатор жилого помещения, лизингополучатель, заключивший договор финансовой аренды (лизинга), предметом лизинга по которому является квартира частного жилищного фонда в многоквартирном или блокированном жилом доме и (или) одноквартирный жилой дом частного жилищного фонда (далее – договор лизинга жилого помещения), член организации застройщиков, дольщик, заключивший договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, лицо, у которого земельный участок для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или иных целей находится в частной собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде (при оказании услуг электроснабжения – абонент, услуг газоснабжения, снабжения сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок – потребитель газа).
-
Документы представляемые гражданином в энергоснабжающую организацию для заключения (оформления) договора электроснабжения в целях использования электрической энергии для бытового потребления
Документы представляемые гражданином в энергоснабжающую организацию для заключения (оформления) договора электроснабжения в целях использования электрической энергии для бытового потребления
В соответствии с пунктом 81 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, гражданин (собственник жилого помещения частного жилищного фонда, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, собственник капитального строения), использующий (намеревающийся использовать) электрическую энергию в целях бытового потребления, для оформления договора электроснабжения в порядке, определенном в пункте 78 настоящих Правил, представляет в энергоснабжающую организацию паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Энергоснабжающая организация при необходимости запрашивает в государственных органах, иных организациях:
сведения о правоудостоверяющих документах на объект электроснабжения, включая жилое помещение, одноквартирный жилой дом и (или) другое капитальное строение (здание, сооружение), договорах найма, договорах лизинга жилых помещений, договорах, предусматривающих передачу во владение и пользование объекта долевого строительства;
сведения о решениях местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении на реконструкцию жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, нежилых капитальных построек на придомовой территории, а также капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений пятого класса сложности или решениях местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории.
Гражданин имеет право самостоятельно представить в энергоснабжающую организацию указанные сведения и документы.
В соответствии с частью второй пункта 77 Правил электроснабжения, в случае смены собственника квартиры (одноквартирного жилого дома) частного жилищного фонда или нанимателя квартиры (одноквартирного жилого дома) государственного жилищного фонда, лизингополучателя квартиры, дольщика, члена организации застройщиков, собственника иного объекта электроснабжения или землепользователя земельного участка новый собственник (наниматель), лизингополучатель квартиры, дольщик, член организации застройщиков, землепользователь земельного участка, использующий электрическую энергию для бытового потребления, обязаны в течение 10 календарных дней со дня получения правоудостоверяющих документов на квартиру (одноквартирный жилой дом), иной объект электроснабжения, заключения договора найма, договора лизинга жилого помещения, договора, предусматривающего передачу во владение и пользование объекта долевого строительства, обратиться в энергоснабжающую организацию для заключения договора электроснабжения в порядке, определенному Правилами электроснабжения.
-
Какое электропотребление считается безучетным?
Какое электропотребление считается безучетным?
Безучетным потреблением электрической энергии (мощности) считается потребление электрической энергии (мощности) с нарушением установленных договором электроснабжения, договором электроснабжения с владельцем блок-станции и (или) законодательством требований к организации расчетного учета электрической энергии (мощности) со стороны абонента, выразившимся во вмешательстве в работу средства расчетного учета электрической энергии (мощности), несоблюдении установленных законодательством сроков государственной поверки средства измерений (далее – государственная поверка) или необеспечении сохранности средства расчетного учета электрической энергии (мощности), обязанность по соблюдению или обеспечению которых возложена на абонента, а также в иных действиях абонента, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии (мощности) (подпункт 3.9 пункта 3 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, далее – Правила электроснабжения).
При этом, вмешательством в работу средства расчетного учета электрической энергии (мощности) считается повреждение средства расчетного учета электрической энергии (мощности), электропроводки расчетного учета электрической энергии (мощности), срыв (повреждение) пломбы (пломб) на средстве расчетного учета электрической энергии (мощности), коммутационном аппарате или клеммнике, установленных в электрической схеме расчетного учета электрической энергии (мощности), на двери ячейки с измерительным трансформатором напряжения, применение устройств и приспособлений, искажающих показания средства расчетного учета электрической энергии (мощности).
-
Расчеты за электроэнергию при безучетном ее потреблении
Расчеты за электроэнергию при безучетном ее потреблении
В соответствии с пунктом 215 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, при безучетном потреблении электрической энергии, подтвержденном актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии гражданина (абонента) или совершеннолетнего члена его семьи по форме, определяемой Министерством энергетики*, энергоснабжающая организация производит расчет стоимости потребленной и недоплаченной электрической энергии за предыдущие расчетные периоды начиная с даты последнего достоверного снятия и регистрации представителем энергоснабжающей организации показаний средства расчетного учета либо со дня предыдущей проверки средства расчетного учета, в том числе измерительных трансформаторов тока, если иной меньший срок документально не подтвержден абонентом (но не более шести расчетных периодов (месяцев), в порядке, определенном Министерством энергетики*, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.
В случае отказа гражданина (абонента) или совершеннолетнего члена его семьи от подписи в получении акта, указанного в части первой настоящего пункта, в нем производится соответствующая отметка. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) гражданину (абоненту), а второй хранится у энергоснабжающей организации.
Со дня составления энергоснабжающей организацией акта, указанного в части первой настоящего пункта, до момента устранения безучетного потребления электрической энергии (но не более двух расчетных периодов (месяцев) плата за услуги электроснабжения исчисляется в порядке, определенном Министерством энергетики* с учетом требований законодательства, по субсидируемым тарифам для населения.
При неустранении безучетного потребления электрической энергии свыше двух расчетных периодов (месяцев) расчеты за услуги электроснабжения производятся на основании норм (нормативов) потребления услуг электроснабжения, утвержденных местными исполнительными и распорядительными органами**, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг.»
* Постановление Министерства энергетики Республики Беларусь от 29 января 2016 г. № 5 «О порядке расчетов за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления».
** Нормы потребления услуг электроснабжения установлены решением Гомельского облисполкома от 24 апреля 2009 г. № 395.
-
Расчеты за электроэнергию при обнаружении нарушения в работе средства расчетного учета электрической энергии не по вине абонента (гражданина)
Расчеты за электроэнергию при обнаружении нарушения в работе средства расчетного учета электрической энергии не по вине абонента (гражданина)
В соответствии с частью седьмой пункта 215 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394, абзацем третьим подпункта 5.2 пункта 5, подпунктом 7.6 пункта 7 и пунктом 9 Инструкции о порядке расчетов за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии (мощности), утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29 января 2016 г. № 5:
в случае обнаружения нарушения в работе средства расчетного учета не по вине абонента (гражданина), подтвержденного актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии абонента (гражданина) по форме, определяемой Министерством энергетики, энергоснабжающая организация производит расчет стоимости потребленной и недоплаченной электрической энергии за потребленные услуги электроснабжения в порядке, определенном Министерством энергетики, с учетом требований настоящих Правил и иных актов законодательства.
Расчет количества электрической энергии (мощности), использованной потребителем (абонентом) за период расчета стоимости потребленной и неоплаченной (недоплаченной) электрической энергии (мощности), производится в случае нарушения в работе средства расчетного учета не по вине потребителя (абонента), выразившегося в несоблюдении установленного законодательством срока государственной поверки средства расчетного учета, обязанность по соблюдению которого возложена на энергоснабжающую организацию, или в выходе из строя элементов средства расчетного учета, за исключением случаев, указанных в подпунктах 7.1 – 7.4 настоящего пункта, – по среднесуточному потреблению электрической энергии за предыдущий расчетный период до обнаружения нарушения в работе средства расчетного учета либо период не менее 30 и не более 60 календарных дней после устранения нарушений в работе средства расчетного учет.
При нарушениях в работе средств расчетного учета, указанных в части первой настоящего подпункта, период расчета стоимости потребленной и недоплаченной электрической энергии (мощности) принимается с даты последнего достоверного снятия и регистрации показаний средств расчетного учета представителем энергоснабжающей организации либо со дня предыдущей проверки средств расчетного учета, в том числе измерительных трансформаторов тока (напряжения), если иной меньший срок документально не подтвержден (но не более шести расчетных периодов (месяцев)
Со дня составления акта до момента устранения безучетного потребления (но не более двух расчетных периодов), нарушения в работе средства расчетного учета не по вине абонента (гражданина) плата за потребляемую электрическую энергию для абонента (гражданина) исчисляется исходя из среднесуточного потребления электрической энергии за расчетный период после устранения безучетного потребления, нарушения в работе средств расчетного учета не по вине абонента (гражданина) по тарифам, установленным в соответствии с законодательством.»
-
Расчеты за электроэнергию после замены электросчетчика или его распломбировки
Расчеты за электроэнергию после замены электросчетчика или его распломбировки
- Снятие и установка электросчетчика производятся в одно время
При плановой замене исправного с истекающим сроком межповерочного интервала электросчетчика на поверенный с начальным сроком межповерочного интервала электросчетчик фиксируются показания, с которыми снимается электросчетчик, и показания, с которыми взамен устанавливается электросчетчик.
Далее, для определения начальных показаний установленного электросчетчика, с которых следует продолжать производить оплату за электроэнергию, показания снятого электросчетчика сравниваются с последними фактически оплаченными до его снятия показаниями.
Если оплаченные показания оказываются меньше показаний, с которыми электросчетчик был снят, то имеет место неоплаченное электропотребление, учтенное снятым электросчетчиком. Поэтому, величина разницы между снятыми и оплаченными показаниями отнимается от показаний, с которыми был установлен счетчик при замене. Полученные в результате такого расчета показания установленного электросчетчика являются начальными показаниями для производства дальнейшей оплаты за электроэнергию.
И наоборот. Если оплаченные показания будут больше показаний снятия, то есть произведена оплата за еще не потребленную электрическую энергию, то величина разницы между оплаченными и снятыми показаниями прибавляется к показаниям, с которыми был установлен счетчик при замене, и полученные показания являются начальными для производства оплаты.
Если произошла замена электросчетчика, а при производстве оплаты она еще не учтена в базе приема платежей в связи с производственной необходимостью времени для прохождения документов по замене и внесению изменений в расчетную базу, то абонент может оплатить подлежащее оплате количество потребленной за расчетный период электрической энергии, используя для определения последнего показания счетчика данные, содержащиеся в базе приема платежей, как начальные показания, прибавив к ним подлежащее оплате количество электроэнергии. В следующем расчетном периоде энергоснабжающей организацией с учетом данных по замене электросчетчика и поступившей оплаты будет определено начальное показание установленного электросчетчика для производства оплаты за потребленную электрическую энергию.
- Снятие и установка электросчетчика производятся в разные дни
В случае снятия исправного с истекающим сроком межповерочного интервала электросчетчика для проведения его поверки государственной метрологической службой без установки взамен другого электросчетчика потребление электрической энергии считается безучетным.
Если последние фактически оплаченные до снятия счетчика показания будут меньше показаний, с которыми электросчетчик был снят, то неоплаченное электропотребление, учтенное снятым электросчетчиком, подлежит оплате не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором был снят электросчетчик.
Со дня снятия электросчетчика до момента устранения безучетного электропотребления, но не более двух расчетных периодов (месяцев), плата за потребляемую электрическую энергию исчисляется исходя из среднесуточного потребления электроэнергии за расчетный период после устранения безучетного потребления по тарифам, установленным в соответствии с законодательством.(Часть пятая пункта 215 Правил электроснабжения, пункт 9 Инструкции о порядке перерасчетов (расчетов) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии и мощности)
В связи с тем, что количество потребленной электрической энергии при ее безучетном потреблении подлежит определению после устранения безучетного электропотребления и на основании показаний установленного электросчетчика, энергоснабжающая организация до момента устранения безучетного электропотребления, но не более двух расчетных периодов, в базу приема платежей передает информацию о последних оплаченных показаниях в отношении снятого электросчетчика.
При этом гражданам не запрещено производить оплату за потребленную в расчетном периоде электрическую энергию. Граждане вправе, основываясь на данных о своем среднемесячном электропотреблении, определить примерное количество электрической энергии, потребленной за расчетный период (месяц), и произвести за него оплату, основываясь на показаниях электросчетчика, содержащихся в базе приема платежей.
Энергоснабжающая организация после устранения безучетного электропотребления и определения среднесуточного электропотребления за расчетный период на основании показаний установленного электросчетчика произведет расчет количества и стоимости потребленной электрической энергии со дня снятия электросчетчика до дня устранения безучетного электропотребления и выставит к оплате сумму с учетом оплат, произведенных в счет этого электропотребления.
При неустранении безучетного электропотребления свыше двух расчетных периодов (месяцев) плата за потребляемую электроэнергию исчисляется исходя из норм (нормативов) потребления электрической энергии, утвержденных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения. (часть шестая пункта 215 Правил электроснабжения)
При возникновении вопросов по порядку производства оплаты за потребленную электрическую энергию абоненту следует обращаться в территориальную энергоснабжающую организацию.
-
ПАМЯТКА о подходах в работе энергоснабжающих организаций и банков в части приема платежей от населения за услуги электроснабжения
ПАМЯТКА о подходах в работе энергоснабжающих организаций и банков в части приема платежей от населения за услуги электроснабжения
Обслуживание приборов учёта энергии
-
Какой порядок проведения технического обслуживания электросчетчиков учитывающих электропотребление граждан
Какой порядок проведения технического обслуживания электросчетчиков учитывающих электропотребление граждан
В связи с вводом в действие новой редакции Правил электроснабжения (далее – Правила) поменялись подходы к организации ремонтного и метрологического обслуживания приборов учета электрической энергии потребителей.
Так пунктом 150 Правил определено, что ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, включая АСКУЭ, измерительные трансформаторы тока (напряжения), счетчики, устройства сбора и передачи данных, каналы связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, обеспечивает гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, являющийся собственником указанных средств (приборов, устройств), или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства (приборы, устройства), или энергоснабжающая организация на договорной основе.
В тоже время в пункте 152 Правил указано, что метрологическое обслуживание находящихся на обезличенном обслуживании у энергоснабжающей организации счетчиков граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, осуществляется за счет средств энергоснабжающей организации до их замены в установленном законодательством порядке.
К обезличенным электросчетчикам граждан, следует относить приборы учета электроэнергии (индукционные, статические и электромеханические), которые ранее обслуживались энергоснабжающей организацией (осуществлялась плановая замена или замена в связи выходом из строя и установка электросчетчиков из обменного фонда энергоснабжающей организации).
Таким образом, в настоящее время энергоснабжающая организация в лице филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго» осуществляет метрологическое обслуживание на платной основе только электронных счетчиков, находящихся в собственности граждан, то есть не переданных на баланс энергоснабжающей организации. -
Какой порядок безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации средств расчетного учета электрической энергии, установленных в индивидуальных и блокированных жилых домах
Какой порядок безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации средств расчетного учета электрической энергии, установленных в индивидуальных и блокированных жилых домах
В связи с выходом новой редакции Правил электроснабжения поменялись подходы к метрологическому обслуживанию электросчетчиков.
Так пунктом 150 Правил определено, что ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, обеспечивает собственник указанных средств, или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства, или энергоснабжающая организация на договорной основе.
Вместе с тем, согласно пункту 156 Правил, средства расчетного учета электрической энергии принадлежащие гражданам, проживающим в индивидуальных и блокированных жилых домах могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации. В этом случае дальнейшее ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств будет осуществляться за счет средств энергоснабжающей организации.
На сегодняшний момент для безвозмездной передачи электросчетчика бытовому абоненту необходимо представить в соответствующее территориальное подразделения филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго» следующий пакет документов:
– письменное заявление установленной формы;
– документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца);
– документ, подтверждающий право собственности объекта электроснабжения;
– паспорт (формуляр) на счетчик, при наличии, с отметкой о дате его продажи и сроках гарантийных обязательств завода-изготовителя. -
Какой порядок безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации средств расчетного учета электрической энергии, установленных в многоквартирном жилом доме?
Какой порядок безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации средств расчетного учета электрической энергии, установленных в многоквартирном жилом доме?
В связи с выходом новой редакции Правил электроснабжения поменялись подходы к метрологическому обслуживанию электросчетчиков.
Так ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, включая АСКУЭ, измерительные трансформаторы тока (напряжения), счетчики, устройства сбора и передачи данных, каналы связи и другие устройства беспроводной связи обеспечивает собственник указанных средств, или организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся данные средства, или энергоснабжающая организация на договорной основе.
Однако, средства расчетного учета многоквартирных жилых домов, в том числе АСКУЭ, средства расчетного учета для учета электрической энергии, потребляемой электроприемниками общедомовых нужд (освещение мест общего пользования, движение лифтов и работа другого оборудования, связанного с потреблением электрической энергии), средства группового учета дома (подъезда) – балансные счетчики, средства расчетного учета квартир, размещенные в групповых этажных электрощитках, устройства сбора и передачи данных, каналы связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации.
В случае безвозмездной передачи указанных средств (приборов, устройств) на баланс энергоснабжающей организации ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств (приборов, устройств) осуществляется за счет средств энергоснабжающей организации.
На сегодняшний момент в энергоснабжающей организации установлен следующий порядок безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации электронных средств расчетного учета, включая АСКУЭ, в многоквартирных жилых домах:
В которых не проводился капитальный ремонт:
1.1. Оснащенных АСКУЭ – передача электросчетчиков, учитывающих электропотребление квартир, групповых приборов учета электрической энергии и оборудования АСКУЭ осуществляется жилищной организацией с представлением акта приемки АСКУЭ в постоянную эксплуатацию.
1.2. Не оснащенных АСКУЭ:
1.2.1. Передача электросчетчиков, учитывающих электропотребление квартир (приборов учета не находящихся в собственности граждан) и группо-вых приборов учета электрической энергии осуществляется жилищной организацией без представления акта приемки АСКУЭ в постоянную эксплуатацию.
1.2.2. Передача электросчетчиков, учитывающих электропотребление квартир, при предоставлении бытовым абонентом документа, подтверждающего право собственности гражданина на электросчетчик, осуществляется аналогично процедуре безвозмездной передачи электросчетчиков, установленных в индивидуальных жилых домах (далее – ИЖД). При этом передача групповых приборов учета электрической энергии осуществляется жилищной организацией без представления акта приемки АСКУЭ в постоянную эксплуатацию.
После проведения капитального ремонта:
2.1. Оснащенных АСКУЭ – передача электросчетчиков, учитывающих электропотребление квартир (приборов учета не находящихся в собственности граждан), групповых приборов учета электрической энергии и оборудования АСКУЭ осуществляется жилищной организацией с представлением акта приемки АСКУЭ в постоянную эксплуатацию.
2.2. Не оснащенных АСКУЭ:
2.2.1. Передача электросчетчиков, учитывающих электропотребление квартир (приборов учета не находящихся в собственности граждан) и группо-вых приборов учета электрической энергии осуществляется жилищной организацией без представления акта приемки АСКУЭ в постоянную эксплуатацию.
2.2.2. Передача электросчетчиков, учитывающих электропотребление квартир, при предоставлении бытовым абонентом документа, подтверждающего право собственности гражданина на электросчетчик, осуществляется аналогично процедуре безвозмездной передачи электросчетчиков, установленных в ИЖД. При этом передача групповых приборов учета электрической энергии осуществляется жилищной организацией без представления акта приемки АСКУЭ в постоянную эксплуатацию.
Для безвозмездной передачи на баланс энергоснабжающей организации АСКУЭ-быт уполномоченному представителю жилищной организации необходимо представить следующие документы:
– заключение об оценке имущества (осуществляется специализированной организацией для ЖСПК, ТС и т.п.);
– акт внутренней оценки стоимости основных средств;
– копию инвентарной карточки учета объекта основных средств (АСКУЭ как единого комплекса технических средств);
– копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;
– согласие собственника оборудования (АСКУЭ) на отчуждение его в собственность Республики Беларусь (выписка из протокола общего собрания членов ЖСПК либо решение местного органа исполнительной власти для коммунальных организаций);
– утвержденный акт приемки АСКУЭ многоквартирного жилого дома в постоянную эксплуатацию.
Кроме того, передающей стороне с момента принятия к учету имущества необходимо начислять амортизацию либо указать причину не начисления амортизационных отчислений.
Для проверки работоспособности и оформления акта приемки системы АСКУЭ в постоянную эксплуатацию необходимо обращаться в службу ПСКУЭ филиала «Энергосбыт» (тел. 79-66-31, моб. 80339022300 – начальник службы).
После оформления пакета вышеуказанных документов необходимо представить на рассмотрение в соответствующее территориальное подразделение филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго».
-
Кто и где осуществляет гарантийное обслуживание электросчетчиков?
Кто и где осуществляет гарантийное обслуживание электросчетчиков?
Гарантийное обслуживание электросчетчиков, произведенных в РУП «Гомельэнерго», осуществляет филиал «Энергосбыт». При этом на время проведения ремонта абоненту устанавливается электросчетчик из обменного фонда энергоснабжающей организации. В случае неисправности прибора учета электроэнергии, производства РУП «Гомельэнерго», в период его гарантийного обслуживания потребителю необходимо обратиться:
– в г.Гомеле в сервисно-расчетный центр по телефону 49-33-75 (многоканальный телефон с возможностью оставить голосовое сообщение и (или) заказ звонка в случае возникших вопросов и отсутствия возможности разговора с оператором) (ул.Моисеенко, 3);
– в административных районах Гомельской области в соответствующее подразделение филиала «Энергосбыт» по месту территориального нахождения потребителя.
По вопросам гарантийного обслуживания электросчетчиков других производителей потребителю необходимо в соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 №90-З «О защите прав потребителей» обратиться на завод-изготовитель либо к его представителям по реализации (ремонту) продукции (по адресу, указанному в паспорте на электросчетчик). При этом на время выполнения ремонта в соответствии с пунктом 3 Положения «О порядке предоставления потребителю на период ремонта или замены товара длительного пользования безвозмездно на временное пользование аналогичного товара», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 №778, по требованию потребителя ему должен быть предоставлен аналогичный электросчетчик. -
Куда обращаться при неисправности электросчетчика?
Куда обращаться при неисправности электросчетчика?
При обнаружении неисправности электросчетчика необходимо сообщить в энергоснабжающую организацию, с которой заключен договор электроснабжения:
– в г.Гомеле в сервисно-расчетный центр по телефону 49-33-75 (многоканальный телефон с возможностью оставить голосовое сообщение и (или) заказ звонка в случае возникших вопросов и отсутствия возможности разговора с оператором) (ул.Моисеенко, 3);
-в административных районах Гомельской области в соответствующее подразделение филиала «Энергосбыт» по месту территориального нахождения потребителя.
Устранение неисправности электросчетчика на платной основе или бесплатно зависит от его принадлежности.
В соответствии с пунктом 152 и пунктом 156 Правил электроснабжения восстановление работоспособности обезличенного электросчетчика или принадлежащего энергоснабжающей организации, осуществляется за счет ее средств.
К обезличенным электросчетчикам граждан относятся приборы учета электроэнергии (индукционные, статические и электромеханические), которые обслуживались энергоснабжающей организацией (осуществлялась плановая замена или замена в связи выходом из строя и установка электросчетчиков из обменного фонда энергоснабжающей организации).
Восстановление работоспособности средств учета электроэнергии, принадлежащих потребителям, осуществляется собственником электросчетчиков или энергоснабжающей организацией на платной основе в соответствии с заключенным договором.
Перед проведением любого вида работ, связанных с восстановлением работоспособности электросчетчика, потребитель обязан вызвать представителя энергоснабжающей организации для проверки схемы учета, снятия показаний об электропотреблении и пломбы энергоснабжающей организации. -
За чей счет осуществляется замена электросчетчиков и организация АСКУЭ при проведении капитального ремонта многоквартирного дома?
За чей счет осуществляется замена электросчетчиков и организация АСКУЭ при проведении капитального ремонта многоквартирного дома?
В соответствии с подпунктом 18.1 и В.1 приложения В ТКП 45- 4.04-149-2009 «Системы электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования» в составе проектной документации, разрабатываемой на капитальный ремонт жилых зданий, следует предусматривать технические решения по организации нижнего и промежуточного уровня автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии (далее – АСКУЭ), которая состоит из электронных многотарифных приборов учета электрической энергии, объединенных каналами связи с устройством сбора и передачи данных (УСПД) без коммуникационного оборудования, обеспечивающего передачу данных с АСКУЭ в энергоснабжающую организацию.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства при проведении капитальных ремонтов многоквартирных жилых домов (далее – МЖД) должна быть осуществлена замена индукционных электросчетчиков на электронные и создана АСКУЭ в соответствии с техническими условиями на проектирование АСКУЭ.
В связи с этим энергоснабжающая организация, в лице РУП «Гомельэнерго», согласно пункту 11 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 №1394, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 23.10.2015 №895 (далее – Правил), обязана выдавать технические условия на организацию АСКУЭ в МЖД при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте. При этом в технических условиях не указывается источник финансирования.
После получения технических условий на организацию АСКУЭ осуществляется разработка проектно-сметной документации, на основании которой эксплуатирующая организация проводит тендерные закупки оборудования и работ, заключаются соответствующие договора.
Акцентируем внимание, что РУП «Гомельэнерго» не должно участвовать в организации и проведении капитального ремонта жилых домов.
Согласно части второй статьи 97 Жилищного кодекса Республики Беларусь при проведении работ по капитальному ремонту жилых домов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, замена и ремонт электрического оборудования, установка, замена и ремонт приборов учета расхода электрической энергии, а также внутриквартирной электропроводки осуществляется за счет собственников жилых помещений.
Так в соответствии с пунктом 163 Правил до проведения капитального ремонта МЖД собственники жилых помещений частного жилищного фонда и наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда в составе МЖД, члены организации застройщиков за свой счет проводят замену и ремонт внутриквартирного электрооборудования, установку, замену и ремонт находящихся в их собственности средств расчетного учета, в том числе установленных во вспомогательных помещениях (за исключением МЖД, оснащенных АСКУЭ) с соблюдением установленных требований.
Согласно статье 98 Жилищного кодекса данный вопрос, как правило, должен решаться жилищно-эксплуатационной организацией до начала проведения капитального ремонта на общем собрании собственников, нанимателей жилых помещений, членов организации застройщиков, на котором последних информируют о порядке организации работ, их видах и объемах, а также о должностных лицах, ответственных за организацию, контроль и проведение таких работ, и избирают уполномоченного представителя из числа указанных граждан для проведения предремонтного осмотра жилых помещений в МЖД. При этом в обязательном порядке оформляется протокол собрания.
Таким образом, вопросы финансирования работ по замене приборов учета электрической энергии и создания АСКУЭ при проведении капитального ремонта МЖД должны решаться жилищно¬эксплуатационными организациями на стадии подготовки проектно-сметной документации для его проведения.
Выявление фактов хищений электрической и тепловой энергии
-
Куда надо обращаться при подозрении на хищение электроэнергии и нарушении Правил электроснабжения?
Куда надо обращаться при подозрении на хищение электроэнергии и нарушении Правил электроснабжения?
По известным случаям хищения электрической энергии и нарушений Правил электроснабжения вы можете обращаться по нижеуказанным телефонам:
г. Гомель
Филиал «Энергосбыт»
РУП «Гомельэнерго»
(8-023-2) 49-35-82
Гомельское межрайонное отделение
филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго»
(8-023-2) 49-31-00
г. Мозырь
Мозырское межрайонное отделение
филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго»
(8-023-6) 30-03-15
г. Жлобин
Жлобинское межрайонное отделение
филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго»
(8-023-34) 2-93-35
г. Речица
Речицкое межрайонное отделение
филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго»
(8-023-40) 6-82-25
г. Светлогорск
Светлогорское межрайонное отделение
филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго»
(8-023-42) 7-33-93
Согласно пунктам 3.9 и 3.14 Правил электроснабжения:
Безучетное потребление электрической энергии (мощности) – потребление электрической энергии (мощности) с нарушением установленных договором электроснабжения, договором электроснабжения с владельцем блок-станции и (или) законодательством требований к организации расчетного учета электрической энергии (мощности) со стороны абонента, выразившимся во вмешательстве в работу средства расчетного учета электрической энергии (мощности), несоблюдении установленных законодательством сроков государственной поверки средства измерений (далее – государственная поверка) или необеспечении сохранности средства расчетного учета электрической энергии (мощности), обязанность по соблюдению или обеспечению которых возложена на абонента, а также в иных действиях абонента, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии (мощности).
Вмешательство в работу средства расчетного учета электрической энергии (мощности) – повреждение средства расчетного учета электрической энергии (мощности), электропроводки расчетного учета электрической энергии (мощности), срыв (повреждение) пломбы (пломб) на средстве расчетного учета электрической энергии (мощности), коммутационном аппарате или клеммнике, установленных в электрической схеме расчетного учета электрической энергии (мощности), на двери ячейки с измерительным трансформатором напряжения, применение устройств и приспособлений, искажающих показания средства расчетного учета электрической энергии (мощности).
(мощности).
-
Какая ответственность предусмотрена за безучетное электропотребление?
Какая ответственность предусмотрена за безучетное электропотребление?
РУП «Гомельэнерго» проводится планомерная работа по выявлению фактов хищения электрической энергии на основе составления пофидерных балансов электрической энергии. В каждом административном районе республики созданы специализированные бригады по выявлению фактов хищения электрической энергии, которые укомплектованы транспортом, средствами связи, необходимыми приборами и приспособлениями, а также фото- и видеокамерами для фиксации фактов хищения энергии.
Расчет количества потребленной электрической энергии определяется в соответствии с «Инструкцией о порядке расчетов за потребленную (потребляемую) электрическую энергию (мощность) в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии (мощности)», утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 29.01.2016 №5.
Хотим отметить, что рассчитанные суммы по одному акту могут достигать нескольких тысяч рублей. В случае самовольного (бездоговорного) потребления электрической энергии бытовым потребителям при трехфазном присоединении за месяц придется уплатить сумму в 3 раза большую, нежели потребителям с однофазным присоединением.
Важно знать, что с 1 марта 2021 года вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.6 «Нарушение правил использования электрической или тепловой энергии» за хищение энергии предусмотрена административная ответственность:
наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятидесяти базовых величин.
Все начисленные суммы по нанесенному энергоснабжающей организации ущербу при уклонении потребителей от добровольной оплаты будут взыскиваться через суд.
Для исключения подобных случаев обращаем внимание на необходимость неукоснительного соблюдения действующего законодательства в области снабжения электрической энергии и взятых обязательств по договорам электроснабжения! А также в случаях приобретения имущества (капитальных строений, зданий, сооружений) рекомендуем новым собственникам согласовывать проверку средства расчетного учета электрической энергии с представителем энергоснабжающей организации.
Оказание услуг
-
О надежности электроснабжения бытовых абонентов
О надежности электроснабжения бытовых абонентов
Условия поставки электроэнергии определяются договором между энергоснабжающей организацией и потребителем. В соответствии с заключенными договорами электроснабжения и пользования электрической энергией для бытового потребления граждан, Энергоснабжающая организация обязуется:
– на границе балансовой принадлежности электросети обеспечивать подачу абоненту электрической энергии с учетом разрешенной к использованию мощности и не допускать перерывы электроснабжения, установленные для электроприемников третьей категории в отношении обеспечения надежности электроснабжения.
– предупреждать о планируемых отключениях электрической энергии для проведения плановых работ по ремонту оборудования и подключения новых потребителей до проведения работ любым доступным способом (через СМИ, путем вывешивания объявления на информационных стендах подъездов многоквартирных жилых домов и (или) в местах массового нахождения людей и т.д.), если продолжительность такого отключения превышает время, определенное техническими нормативными правовыми актами (ТНПА).
Кроме этого, Энергоснабжающая организация, в соответствии с договорами:
– несет ответственность за перебои в электроснабжении, возникшие по ее вине, компенсирует причиненный потребителю реальный ущерб по соглашению сторон либо в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
– не несет ответственности за неудовлетворительное качество электрической энергии, за перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи электрической энергии, вызванные состоянием групповых электрических сетей в жилых домах и на других объектах, владельцами которых являются иные юридические лица и граждане.
Надёжность электроснабжения потребителей должна соответствовать требованиям ТНПА, согласно которым электроприёмники делятся на первую, первую особую, вторую и третью категории по надёжности электроснабжения. Требования к надёжности электроснабжения определяются применительно к вводному устройству электроприёмника или водному устройству группы электроприёмников (потребителю).
Так, для электроприёмников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены повреждённого элемента системы электроснабжения, не превышают одних суток.
Электроприёмники второй и третьей категории должны иметь автономный источник (аккумуляторную батарею) для питания устройств пожарной, охранной сигнализации. Граждане также могут самостоятельно оснастить автономными источниками бесперебойного питания свое электрическое оборудование (например, компьютерную технику, модемы для доступа в сеть интернет и т.п.) для обеспечения работоспособности и защиты при перерывах в электроснабжении.
Кроме того, напоминаем, что в случае использования в быту медицинского оборудования для поддержания жизни и здоровья граждан (например, аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и т.п.), такое оборудование должно снабжаться резервными источниками питания, обеспечивающими работу оборудования на время восстановления внешнего электроснабжения.
Перерывы в электроснабжении могут быть вызваны как плановыми отключениями, так и аварийными (повреждение оборудования, погодные условия, действия третьих лиц и т.п.). Для предотвращения возникновения или развития аварийной ситуации электроприемники могут быть отключены системной или местной противоаварийной автоматикой.
Информация о планируемых отключениях электроэнергии в Гомельской области размещается на официальном сайте РУП «Гомельэнерго» (http://www.gomelenergo.by) в разделе «Новости».
Телефон аварийной диспетчерской службы – 144. -
Перечень работ выполняемых подразделениями филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго» для организаций и населения на платной основе
Перечень работ выполняемых подразделениями филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго» для организаций и населения на платной основе
Наименование работ Подразделение выполняющее работу Месторасположение, контактный телефон 1. Электротехнические работы: -замена панели учёта на шкаф учёта, замена резьбовых предохранителей
на автоматические выключатели
Сервисно- расчетный центр
г. Гомель 8 (0232) 49-34-68
8 (033) 904-20-15
2. Техническое обслуживание приборов учета: – проведение их гарантийного обслуживания с выездом на место установки; – проверка работоспособности, восстановление, плановая и внеплановая замена средств расчетного учета электрической энергии, принадлежащих потребителю.
Гомельское межрайонное отделение г.Гомель 8 (0232) 49-31-53
8 (0232) 49-31-26
Мозырское межрайонное отделение г.Мозырь 8 (0236) 37-98-71
Жлобинское межрайонное отделение г.Жлобин 8 (02334) 2-86-28
8 (02334) 2-38-30
Речицкое межрайонное отделение г.Речица 8 (02340) 2-82-42
8 (02340) 9-44-12
Светлогорское межрайонное отделение г.Светлогорск 8 (02342) 4-05-43
Сервисно-расчетный центр г.Гомель 8(0232) 49-34-63
8(0232) 49-34-66
8(0232) 49-33-75
8(0232) 49-35-39
-
О заключении договора по оперативно-техническому обслуживанию электрических сетей садоводческих товариществ филиалами "Электрические сети" РУП "Гомельэнерго
О заключении договора по оперативно-техническому обслуживанию электрических сетей садоводческих товариществ филиалами "Электрические сети" РУП "Гомельэнерго
Содержание и техническое обслуживание оборудования в жилых помещениях
-
Что необходимо сделать если вышли из строя электробытовые приборы в результате перенапряжения в электрической сети по вине энергоснабжающей организации в лице РУП "Гомельэнерго"?
Что необходимо сделать если вышли из строя электробытовые приборы в результате перенапряжения в электрической сети по вине энергоснабжающей организации в лице РУП "Гомельэнерго"?
Для решения данного вопроса необходимо предоставить в энергоснабжающую организацию следующие документы:
1.Заявление на имя директора;
2.Квитанцию о ремонте, вышедшей из строя бытовой техники с заключением причины выхода её из строя;
3.Чек оплаты. -
Какой должна быть температура воздуха в квартире в отопительный сезон?
Какой должна быть температура воздуха в квартире в отопительный сезон?
Допустимые параметры микроклимата в жилых помещениях в отопительный период установлены Системой государственных социальных стандартов по обслуживанию населения Республики Беларусь и нормируются Санитарными правилами устройства, оборудования и содержания жилых домов. Температура воздуха в жилых помещениях должна быть в пределах 18-22 градусов тепла.
-
Куда обратиться если батареи стали холодными?
Куда обратиться если батареи стали холодными?
Если температура в помещениях квартиры опустилась ниже 18-ти градусов в первую очередь необходимо обратиться в домоуправление по месту жительства, в выходные дни – в аварийно-диспетчерскую службу КЖРЭУП района. В подобных случаях проводится комиссионное обследование жилых помещений, комиссией проверяется соответствие параметров теплоносителя расчетным значениям, а также состояние оборудования, установленного в тепловом узле дома. Выявленные дефекты и несоответствия отражаются в акте, который составляют представители жилищно-эксплуатационной организации, и передают в соответствующую организацию для перерасчёта платы за коммунальную услугу. Замечания немедленно устраняются
-
Каков порядок действий бытового абонента при переходе на расчеты за электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам?
Каков порядок действий бытового абонента при переходе на расчеты за электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам?
-
В доме нет газа. Как установить электрический котел?
В доме нет газа. Как установить электрический котел?
Знаете ли Вы, что законодательно предусмотрено возмещение части расходов на электроснабжение жилого дома для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления?
Опишем необходимые действия для решения данного вопроса.
1. Обратиться в службу «Одно окно» районного исполнительного комитета для:
– Получения решения о разрешении на реконструкцию жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, нежилых капитальных построек на придомовой территории, а также капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных капитальных строений пятого класса сложности. Принятие такого решения осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной в подпункте 9.3.2 Перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200.
– Включения в списки на возмещение части расходов на выполнение работ по электроснабжению находящихся в эксплуатации одноквартирных (блокированных) жилых домов, жилых помещений в блокированных жилых домах (осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной в подпункте 10.6-2 Перечня административных процедур).
2. Разработать проектную документацию на реконструкцию и осуществить монтаж ответвлений от линии электропередачи до вводного устройства жилого дома и (или) внутридомовых (внутриквартирных) систем электроснабжения. Также следует приобрести электроэнергетическое оборудование и материалы, необходимые для использования электрической энергии для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления. Для реализации данного шага следует обращаться к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
3. Обратиться в службу «Одно окно» районного исполнительного комитета для приемки в эксплуатацию реконструированных жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории пятого класса сложности (осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной в подпункте 9.3.4 Перечня административных процедур).
4. Обратиться в район электрических сетей по вопросу подключения электроустановок граждан к электрическим сетям.
5. Обратиться в службу «Одно окно» для принятия решения о возмещении части расходов на выполнение работ по электроснабжению находящихся в эксплуатации одноквартирных (блокированных) жилых домов, жилых помещений в блокированных жилых домах (осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной в подпункте 10.6-3 Перечня административных процедур).
Следует учитывать, что возмещение части расходов на электроснабжение не производится в случае, если работы по электроснабжению выполнены до 17.07.2020 года (до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2020 г. № 127).
-
Памятка для граждан и райгорисполкомов о возмещении части расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда
Памятка для граждан и райгорисполкомов о возмещении части расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда
-
Надо ли обращаться в филиал «Энергосбыт» при покупке квартиры или дома? Или можно платить на номер лицевого счета, который сообщил предыдущий собственник?
Надо ли обращаться в филиал «Энергосбыт» при покупке квартиры или дома? Или можно платить на номер лицевого счета, который сообщил предыдущий собственник?
Обязательно надо. При смене собственника или нанимателя жилого помещения, собственника нежилого капитального строения новый собственник (наниматель) обязан в течении 10 календарных дней со дня получения правоустанавливающих документов на квартиру (одноквартирный дом, капитальное строение), обратиться в энергоснабжающую организацию для заключения договора энергоснабжения.
Настоятельно рекомендуем перед совершением сделки о покупке недвижимости затребовать у продавца (собственника квартиры, дома) справку об отсутствии задолженности по оплате электроэнергии. Данная справка выдается абонентам бесплатно и поможет избежать в будущем неприятных «сюрпризов» в виде неоплаченных долгов предыдущего собственника. -
Памятка для граждан. Переход на использование электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения.
Памятка для граждан. Переход на использование электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения.
-
Памятка для граждан. Возмещение части расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда.
Памятка для граждан. Возмещение части расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда.
-
Памятка для физических лиц. Подключение к эксплуатируемым электрическим сетям электроустановок систем отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления.
Памятка для физических лиц. Подключение к эксплуатируемым электрическим сетям электроустановок систем отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления.
-
Памятка для физических лиц. Проектирование и возведение распределительных электрических сетей для электроснабжения обособленных жилых домов.
Памятка для физических лиц. Проектирование и возведение распределительных электрических сетей для электроснабжения обособленных жилых домов.
-
Памятка для физических лиц. Установка электрической плиты в газифицированном многоквартирном жилом доме.
Памятка для физических лиц. Установка электрической плиты в газифицированном многоквартирном жилом доме.
Прочие вопросы
-
Алгоритм действий граждан по возмещению части расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления.
Алгоритм действий граждан по возмещению части расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления.
-
О вырубке деревьев
О вырубке деревьев
В основном деревья, находящиеся рядом с домовладениями граждан, не создают угрозы безопасной эксплуатации воздушных линий электропередач. В соответствии с Указом Президента РБ от 19.03.2007 г. №130 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» энергоснабжающим организациям переданы в постоянное пользование земельные участки из земель лесного фонда, фактически занятые просеками воздушных линий электропередачи. Поэтому организации, эксплуатирующие воздушные линии электропередачи, обязаны содержать в надлежащем состоянии только те земельные участки, которые в установленном порядке им переданы в постоянное пользование. Требования к приведению в надлежащее состояние иных земельных участков являются необоснованными, противоречат законодательству и влекут за собой нецелевое использование средств энергосистемы. Таким образом, вырубка древесно-кустарниковой растительности (насаждений), не входящей в лесной фонд, в пределах охранных зон электрических сетей, должна выполняться землепользователями этих участков.
-
Каков порядок взаимодействия между РУП «Гомельэнерго» и владельцем блок-станции?
Каков порядок взаимодействия между РУП «Гомельэнерго» и владельцем блок-станции?
Структура генерирующих источников
На ряду со станциями энергосистемы в параллельной работе находятся блок-станции потребителей. За последние несколько лет доля потребительских блок-станций значительно увеличилась и на начало 2018 года составила 31,5%. Ниже представлена диаграмма соотношения мощностей из источников РУП «Гомельэнерго» и блок-станций потребителей.
На сегодняшний день в Гомельской области насчитывается 42 блок-станции потребителей, из которых 14 работают на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), 5 – на местных видах топлива (МВТ). При этом 10 блок-станций в качестве источника используют солнце. Такое количество солнечных электростанций обусловлено природным фактором: величина солнечной инсоляции в Гомельской области выше в сравнении с другими областями Беларуси.
Рис.1 Распределение солнечной инсоляции в Беларуси кВт·ч/м² год
Нормативно-правовые акты
Взаимодействие между владельцами блок-станций и энергосистемой регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
– Правила электроснабжения
– Закон Республики Беларусь 27 декабря 2010 г. № 204-З «О возобновляемых источниках энергии»
– Постановление Совета Министров Республики Беларусь 6 августа 2015 г. № 662 «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии»
– Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь 6 июля 2017 г. N 36 «О тарифах на электрическую энергию, производимую из невозобновляемых источников энергии, мазута на территории Республики Беларусь индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не входящими в состав ГПО «Белэнерго», и отпускаемую энергоснабжающим организациям данного объединения»
– Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь 3 сентября 2018 г. N 73 «О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источниках энергии».
– Технические нормативно-правовые акты.Порядок взаимоотношений
Порядок взаимоотношений с владельцами блок-станций осуществляется в рамках административных процедур, утвержденных постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для осуществления продажи электрической энергии в сеть энергосистемы владельцу блок-станции необходимо заключить договор с энергоснабжающей организацией на отпуск электрической энергии от генерирующего источника в сеть энергосистемы. Покупка электрической энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии осуществляется только от энергоисточников, строительство которых выполнено в рамках установленных квот в соответствии с постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь 3 сентября 2018 г. N 73. Для заключения договора владельцу блок-станции необходимо иметь следующий перечень документов:
– Технические условия на присоединение установки к сетям энергосистемы.
– Технические условия на проектирование автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).
– Согласованная с энергоснабжающей организацией проектная документация в части внутреннего и внешнего электроснабжения.
– Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между энергоснабжающей организацией и абонентом.
– Заключение государственной приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию энергогенерирующего объекта.
– Акт филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго» о приемке в эксплуатацию расчетных приборов учета электроэнергии.
– Акт филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго» о приемке в эксплуатацию АСКУЭ, приборов контроля качества электроэнергии (если предусмотрены проектом).
– Схема расстановки расчетных приборов учета электроэнергии.
– Заключение филиала «Энергонадзор» РУП «Гомельэнерго» о возможности ввода в эксплуатацию установки.
– График вырабатываемой и отпускаемой в сеть энергосистемы электроэнергии.
– Сертификат о подтверждении происхождения энергии, выданный Министерством природных ресурсов РБ (для ВИЭ).
– Акт приемки в эксплуатацию объекта, законченного возведением, реконструкцией, реставрацией, благоустройством.
– Свидетельство о государственной регистрации генерирующего объекта. -
Порядок приема имущества в республиканскую собственность
Порядок приема имущества в республиканскую собственность
Порядок приема в собственность Республики Беларусь капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, иного недвижимого имущества, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, долей в праве общей собственности на них (далее – здания, сооружения, помещения, незавершенные строения) и машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества, относящегося к основным средствам (далее – машины, оборудование, транспортные средства), установлен Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2022 г. № 330 «О распоряжении имуществом».
В целях реализации данного Указа постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 767 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2023 № 165) установлен Порядок подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, а также о приобретении имущества в собственность Республики Беларусь (далее – Порядок).
Пунктом 13 Порядка установлен перечень документов, необходимых для принятия Министерством энергетики Республики Беларусь решения о безвозмездном приеме в республиканскую собственность зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений:
согласие собственника недвижимого имущества на его отчуждение в собственность Республики Беларусь
выписка из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество (за исключением случаев приобретения из коммунальной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных и незаконсервированных капитальных строений, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке)
документ, удостоверяющий право на земельный участок (за исключением случаев приобретения изолированных помещений, машино-мест, долей в праве собственности на них)
технический паспорт либо ведомость технических характеристик, либо паспорт неиспользуемого объекта
акт инвентаризации капитальных строений (зданий, сооружений)
справка местного исполкома о нахождении капитального строения (здания, сооружения) на землях общего пользования, землях запаса, землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения
документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя, или документ, удостоверяющий личность
Пунктом 20 Порядка предусмотрен перечень документов для безвозмездного приобретения в собственность Республики Беларусь, в хозяйственное ведение РУП «Гомельэнерго» машин, оборудования, транспортных средств:
согласие собственника движимого имущества на его отчуждение в собственность Республики Беларусь
инвентарная карточка учета объекта основных средств либо иной документ, подтверждающий принятие объекта основных средств к бухгалтерскому учету
документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя, или документ, удостоверяющий личность